История и развитие картинга

История становления и развития картинга включает несколько этапов. Первоначально карт возник как игрушка — развлечение для взрослых.

Считается, что рождение картинга — это заслуга американских лётчиков, ищущих увеселения в томительно тянувшиеся минуты между полётами во время Второй мировой войны. «Нужда всему научит», — и внедрение изобретения не затянулось. Кое-как сваренные трубки, маленькие колеса, двигатель неизвестно от чего и… машина готова.

Назвали эту игрушку «go kart» — «бегающая тележка». Однако это было всего лишь развлечение. Тогда никто не мог представить, что спустя несколько лет это развлечение превратится в популярный вид автомобильного спорта, который даст миру много великих гонщиков.

Art Ingels со своим компаньоном Lou Borelli

Официально считается, что инициатива создания первого карта исходила от Art Ingels, механика отделения фирмы «Kurtis Kraft company» в Глендейле, которая выпускала гоночные автомобили в Индианаполисе. В августе 1956-го года Ingels построил первый карт. Он был несложным, высоким, с примитивным ручным тормозом. В качестве силовой установки использовался двигатель от газонокосилки «West Band», мощностью 1,84 кВт.

Art Ingels

Впервые карт Ингельса был представлен широкой публике по случаю автогонок в Помоне. Duffy Livingstone, в последствии первый серийный изготовитель картингов, проехал на карте целый круг. Результатом этой демонстрации стал быстро растущий спрос на такого рода машины. Duffy создал первую фирму по выпуску картов «Go Kart Company». Одновременно Art Ingels со своим компаньоном Lou Borelli начали выпуск картов под названием «Karetta». Созданная им фирма долгое время была одной из ведущих среди производителей картов.

Первый карт Ингельса

Первые карты имели простую и даже примитивную конструкцию, для создания которой использовались чаще всего подручные средства: колеса от мотороллеров, ручных тележек и даже вертолетов.

Дальнейшие события развивались очень быстро. Число картов исчислялось уже десятками тысяч. Возникла необходимость в создании специальных картинговых трасс, унификации параметров картов и учреждении правил картинга. Первые правила были разработаны в 1957-м году американским клубом картинга. Эти правила просуществовали почти 10 лет, являясь основой для занятий картингом в Америке.

Образец первых спортивных картов

Бурное развитие картинга в Европе началось в 1958-м году, после того, как в Англию привезли пять картов. Моментально появляется множество фирм, специализирующихся на производстве картов, строятся специальные картодромы, ведутся дискуссии о правилах. О темпах развития этого вида спорта и огромной его популярности свидетельствует такой факт: в 1960 году только в Англии было 120 фирм, выпускающих карты. Картинг стал развлечением испортом. Благодаря небольшой стоимости карт стал доступен многим.

Последующие годы развития картинга характеризуются быстрым техническим прогрессом в конструкции шасси и двигателя. Число фирм, выпускающих карты, сокращается, эти машины становятся совершеннее и, естественно, дороже. Как и в каждом техническом виде спорта, деньги начинают играть решающую роль среди факторов, влияющих на спортивный результат.

Первый в истории чемпион мира по картингу — Guido Sala

Начало шестидесятых годов — время победоносного шествия картинга по планете, а 1964 — год первого чемпионата мира, который проходил в Риме. Чемпионом мира по картингу стал итальянец Г. Сала (Guido Sala). На следующем этапе картинг превращается в спорт и строительству (конструированию) картов начинают придавать все большее значение, привлекая к этому специалистов — инженеров-конструкторов, организовывая производство картов на заводах.

Второй чемпионат мира по картингу

Одной из ведущих фирм в Европе становится итальянская фирма IAME, которая начала успешно выпускать и шасси, и двигатели к картам. Ее создателем и руководителем на протяжении более чем 30 лет бессменно был Бруно Грана, возглавивший в свое время также и Международную ассоциацию конструкторов картов — Аскокарт.

Начинаются эксперименты по поиску самых удачных конструкций. Наряду с классическими конструкциями из трубчатых рам предлагаются самые разные карты, в том числе и достаточно экзотичные.

Карт c Х-образной рамой

Так в польском журнале «Горизонты техники» публикуются чертежи карта с Х-образной рамой и с приводом на одно колесо. Карты оснащают шипованной резиной и выпускают на ледовые гонки. В 1972-м году украинский гонщик Владимир Зеленский (г. Горловка Донецкой области) создает конструкцию полноприводного карта, на котором он становится Чемпионом Украины на ледовой гонке в классе картов до 175 см3.

Карт с лежачей посадкой пилота

За свою историю конструкция карта претерпела существенные изменения. Экспериментировали с конструкцией рамы, доходя до экзотических решений, с посадкой водителя, укладывая его чуть ли не горизонтально.

В семидесятые годы прокатилась мода на обтекатели. Тогда же предпринимались попытки рекордных заездов на картах с реактивными двигателями. Два прямоточных двигателя по бокам и укладка тормозного парашюта за сидением пилота выглядели внушительно, но заезд окончился неудачно; пилот, к счастью, остался жив.

Американский картинг и сегодня выглятит более затейливо, чем привычный нам европейский формат (такие гонки американцы называют «Sprint»). Там строятся машины специально для гонок по овалу (движения руля — постоянно влево), гонок по маршруту (enduro), а также для гонок по грунтовому покрытию (dirt). Конструкция таких картов имеет значительные отличия от привычных нам европейских. Рамы этих машин могут быть ассиметричными, настроечные параметры левого и правого колес могут значительно отличаться. А уж на обтекатели и антикрылья американцы не скупятся.

Картинг по грунтовому овалу
Superkart

Инженерное совершенствование картов определило еще одно направление его развития — появления класса картов «Superkart». Его конструкция — что-то среднее между картом и формулой. Мощный двигатель, колеса большего, чем в обычном карте размера, наличие обтекателей и антикрыла — все это делает его похожим больше на формулу, чем на карт.

Продолжается работа по совершенствованию конструкции картов в направлении удобства их использования. На картах появляется электростартер, сначала на двигателях для коммерческих заездов, а затем и для участия в национальных и международных чемпионатах.

Прокатный картинг

Появился также и прокатный картинг, позволяющий приобщиться к автоспорту тысячам желающих. Многие из попробовавших свои силы в прокатном картинге переходят в спортивный и продолжают заниматься им на более высоком уровне.

Таким образом при наличии самого разнообразного предложения на рынке картов и прихода в картинг все большего числа желающих заниматься этим увлекательным техническим видом спорта, все более актуальным становится проблема подготовки и настройки примерно равных по конструкции картов к соревнованиям.

Источник: Статья из книги «Управляемость карта: Теория и практика»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *